«Шоссе в никуда» Дэвида Линча

Владимир Набоков в романе "Король, дама, валет" упоминает сновидческий феномен: человек во сне, пока ещё не осознавая, что он во сне, вдруг в порядке обычных вещей натыкается на что-то, что вызывает в нём ужас, он пытается проснуться, поняв, что это кошмар, но проснуться не может. Он в аду, в герметическим мире, откуда нет выхода, куда бы он не бежал.
Собственно, "Шоссе в никуда" — одна из вариаций на эту тему.
Саксофонист не понимает, что с ним происходит: кто-то подбрасывает ему VHS-кассеты с записью его дома, потом — с записью спящих, он и жена, потом — о, ужас! — запись, где он сидит с выпотрошенной женой.
Что происходит?
Музыкант не спит несколько дней, его арестовывают и обвиняют в убийстве жены, у него невыносимо болит голова, приговоренный к смертной казни в один из дней (после посещения тюремного врача и приёма снотворного) исчезает из камеры — вместо него оказывается молодой автомеханик, ничем не связанный с персоной саксофониста.
Автомеханика выпускают на свободу, но за ним устанавливают слежку...
Кинокритики голову сломали, интерпретируя фильм Дэвида Линча (—
а каково было актёрам, игравшим в "Шоссе", например, Патриции Аркет! —).
Но разгадка, по-видимому, кроется как раз в феномене, который я описал выше.
Здесь на ум приходит фильм Лайна "Лестница Якоба", тоже вызвавший поток недоумения. Я даже думаю, что этот фильм в какой-то мере оказал влияние на Линча, когда он собрался снимать свою картину на эту тему.
Фильм Дэвида Линча о сложной структуре человеческого сознания. Сталкиваясь с некой неразрешимой проблемой, подсознание человека предлагает "ключ для дешифровки". Например, человек видит сон, в ярких и жутких образах раскрывающий суть его проблемы. Или же человек видит галлюцинацию. Или же сталкивается с историей другого человека, которая является иллюстрацией, объясняющей его проблему.
"Шоссе в никуда" как раз чётко разделён на две части (третья часть — фактически ЭПИЛОГ: ты в аду, тебе не убежать): первая часть — основной сюжет, другая — сюжет, объясняющий начало истории.
Дэвид Линч мог бы присовокупить к рассказу о саксофонисте и другой "поясняющий сюжет", и четвёртый, и пятый, но, по понятным причинам, в этом фильме он это не делает. Зато повторяет аналогичную историю в "Малхолланд-драйв".
Отличная картина, огромное наслаждение для синемафилов.

https://pokrovitelptiz.livejournal.com/297065.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Leave a Response